Безрельсовая перевозка трансформаторов. Часть 1

18 апреля 2019
Безрельсовая перевозка трансформаторов. Часть 1

В 1971 году в издательстве «Энергия» в серии «Библиотека Электромонтера» в выпуске №310 вышла брошюру П.В. Склярова «Безрельсовая перевозка трансформаторов».

В аннотации к этому изданию сказано: 

«Брошюра отражает опыт работ безрельсовых перевозок тяжеловесных трансформаторов от прирельсовых складов на место монтаж,  накопленный «Монтажно-наладочным управлением треста «Электроцентромонтаж» МЭиЭ. В брошюре показаны методы разгрузки, погрузки и перевозки трансформаторов разным способами. Кроме того,  приводятся краткие характеристики оборудования, применяемого для перевозок, а также организационные мероприятия».

С тех пор прошло уже более 45 лет, а это творение по-прежнему остается едва ли не единственным печатным изданием, опубликованным по данной проблеме. 

Так же сложно себе представить, но и до сих пор многие такелажные компании, занимающиеся такелажем трансформаторов (несмотря на огромный прорыв в области техники и технологий перевозки и такелажа!) используют для своей работы методики, описанные почти полвека назад.

Приведу здесь некоторые цитаты из этого произведения.

«В зависимости от веса оборудования и его габаритных размеров, а также трассы перемещения безрельсовые перевозки производятся разными способами: на деревянных санях по каткам, на металлических санях, на трайлере и на барже водным путем. Перемещение на катках применяется при небольших расстояниях ввиду того, что скорость его составляет не более 0,1 км/ч.

Второй и наиболее распространенный способ перемещения на металлических санях (листе). Этим способом обеспечивается перевозка самых крупных грузов на  любые расстояния по пересеченной местности и не требуется тщательная планировка трассы. Скорость перемещения оборудования в зависимости от времени года  составляет 1-3 км/ч. 

Третий самый рациональный способ перевозки оборудования на трайлере применяется при наличии дорог с твердым покрытием. Скорость перевозок составляет до 8-10 км/ч. 

Четвертый способ перевозки водным путем применяется при отсутствии сухопутной трассы, при наличии плавучих средств.
 
Все вышеперечисленные способы безрельсовых перевозок являются весьма сложными и трудоемкими, поэтому требуется от их исполнителей высокой квалификации, а также большого практического опыта».
 
Как мы видим, никаких разговоров про мультимодальные перевозки тут даже не идет. Так же заострим внимание на скорости передвижения на автотрейлерах в 8-10 км/час. Понятно, что это нормы полувековой давности, но они действуют по сих пору…
 
Далее фрагмент про выгрузку трансформаторов.

БЕСКРАНОВАЯ РАЗГРУЗКА ТРАНСФОРМАТОРОВ

Все тяжеловесные трансформаторы IV—VI габаритов отправляются с заводов-изготовителей частично демон тированными на специальных железнодорожных транс портерах. Для этих перевозок применяются транспортеры  площадочного типа грузоподъемностью 220 т. или транспортеры сочленного типа грузоподъемностью до 300 т.

После демонтажа оборудования, все детали трансформаторов отправляются с завода на обычных двухосных пли четырехосных платформах. Поскольку перевозка трансформаторов, заполненных изоляционным маслом, увеличивает их вес и требуется железнодорожный транспортер большей грузоподъемности, завод-изготовитель отправляет трансформаторы, заполненные азотом. 

Транспортировка трансформатора 

На время транспортировки к баку трансформатора присоединяют специальное устройство автоматической подпитки азотом, которое поддерживает необходимое избыточное давление внутри бака трансформатора. 

Прибывший к месту разгрузки трансформатор должен быть осмотрен представителями  грузополучателя и железной дороги. При осмотре транспортера с установленным на нем трансформатором проверяется отсутствие сдвигов груза относительно контрольных рисок, нанесенных краской бак трансформатора и на подкладки, закрепленные к транспортеру. 

На самом трансформаторе проверяют отсутствие вмятин, целость пломб на кранах и шкафах автоматической подпитки и герметизацию доступных заглушек. При  выявлении каких-либо дефектов или повреждений  указанные представители составляют соответствующий  акт.

Перегрузка тяжеловесных трансформаторов с железнодорожных транспортеров, как травило, производится бескрановым способом. Способ бескрановой разгрузки  определяется типом транспортера:

при разгрузке с транспортера площадочного типа грузоподъемностью  до 230 т. рядом с трансформатором выкладывают основную шпальную клеть, площадь основания которой определяется габаритными размерами трансформатора и его  весом. 

Выкладка шпальной клети

Обычно шпальную клеть выкладывают после прибытия трансформатора к месту разгрузки, а при наличии  чертежа установки трансформатора на транспортере шпальная клеть может быть выложена заранее, что  сократит сроки разгрузки трансформатора. 

При выкладке шпальной клети следует учитывать железнодорожный  габарит разгруженного трансформатора и поэтому  основную шпальную клеть начинают выкладывать на  расстояние 234 см от головки ближайшего железнодорожного рельса.

  • Трансформаторы весом до 70 т. разгружаются на одинарную клеть длиной 9 м, шириной 4 м, высотой до 1 м. Между транспортером и основной клетью выкладывают промежуточную клеть, длина и высота которой соответствуют основной клети. 
     
  • Для разгрузки трансформаторов весом до 70 т. выкладывают две основные клети, оставляя зазор между ними величиной 1—1,5 м.  Количество шпал, необходимых для разгрузки, также определяется габаритами и весом трансформатора, а также высотой транспортера в каждом отдельном случае определяется по месту. 

При выкладке шпальных клетей шпалы одного ряда подбирают одинаковой толщины, чтобы избежать зазоров между шпалами в рядах.  Выравнивание высоты отдельных шпал в ряду производят досками соответствующей толщины. 

В зимнее время все шпалы тщательно очищают от снега и льда и каждый ряд уложенных шпал посыпают тонким слоем сухого песка или шлаковой пыли, что препятствует сдвигу  шпальной клети при передвижении по ней груза.»

Современная ситуация

На самом деле в современной такелажной технологии такой вид подставки как «шпальная клеть» уже прочно уходит в прошлое. Шпалы безумно тяжелы, имеют очень сомнительную прочность, а так же, зачастую, очень загрязнены различными химическим отходами. 

Профессиональные такелажные компании при работе по такелажу трансформаторов используют специальное сверхпрочное дерево бонгосси (или азобе), которое идеально подходит для создания «шпальных клетей».