Безрельсовая перевозка трансформаторов. Часть 2

23 апреля 2019
Безрельсовая перевозка трансформаторов. Часть 2

Продолжим Вас знакомить с изданием из серии «Библиотека Электромонтера», а именно с брошюрой П.В. Склярова «Безрельсовая перевозка трансформаторов».

В первой части мы описали вопрос подготовки ППР как это виделось в далеком 1971 году. Что же нам предлагается дальше? Цитируем.
 
«До разгрузки трансформатора с транспортера необходимо выполнить расклиновку рамы транспортера шпалами и досками. Это мероприятие обеспечивает устойчивость транспортера, устраняет его крен и раскачку при сдвиге трансформатора с транспортера на шпальную клеть.

Одновременно с выкладкой шпальной клети с трансформатора снимают расчалки и оттяжки, крепящие его  к транспортеру, а сварные косынки, крепящие низ трансформатора к транспортеру, срезают автогенно-кислородной резкой. 

Во время этих работ принимаются противопожарные меры, препятствующие загоранию деревянных шпал и досок, нагреву бака трансформатора или конструкций транспортера. Трансформатор должен сдвигаться с транспортера только по рельсам. Ни в коем   случае для этой цели нельзя пользоваться швеллерами или двутавровыми балками, которые ненадежны в отношении их устойчивости и прогиба.»

А что сейчас?

Здесь позволим себе небольшой комментарий. Конечно, в 1971 году рельс был примерно таким же, как и сейчас. И, вероятно, на самом деле являлся оптимальным изделием для осуществления перемещения оборудования, монтажа трансформаторов и других тяжеловесных станков. 

Однако на дворе 21-й век и сейчас наиболее оптимальным оборудованием для подобных работ видятся современные скиддинг-системы, имеющие в качестве направляющих рельс как раз швеллерные рельсы! Но продолжаем.

Техника перемещения трансформаторов

Для установки оборудования - гидравлических домкратов из обрезков шпал выкладываются клети, на них кладется металлическая плита размером 300Х300Х40 мм, которая одновременно предохраняет  насосное устройство гидравлического домкрата от нарушения уплотнений во время подъема груза. 

Под одну из сторон трансформатора устанавливают гидравлические   домкраты грузоподъемностью 50 Т, которыми поднимают трансформатор на высоту подкладываемого рельса типа  Р-50. Из-под дна бака трансформатора убирают транспортировочные доски или брусья, на их место кладут  отрезки досок размером З00Х150Х10 мм., поверх которых укладывают смазанные тавотом рельсы в количестве 1—3 шт. в зависимости от габаритов и веса трансформатора. 

Затем трансформатор плавно, без рывков опускают домкратами на подложенные под него рельсы. Перед опусканием трансформатора нужно убедиться, что дно трансформатора не загрязнено песком или чем-нибудь другим, создающим дополнительное трение. Таким образом поднимают и другую сторону трансформатора и подводят под нее столько же рельсов. 

Длина укладываемых рельсов должна быть не менее 10—12 м. и они должны лежать по всей длине клетки и транспортера. Уложенные рельсы обязательно крепят к шпалам с обеих сторон костылями. 

Для ограничения от бокового сдвига трансформатора при перегрузке рекомендуется приваривать к днищу трансформатора ограничители,  которые должны охватывать головку рельса. 

Для плавного стаскивания трансформатора с транспортера на шпальную клетку запасовывают тросом диаметром 21—23 мм. шестиниточный полиспаст из двух трехрольных блоков грузоподъемностью 10—15 Т. Тяговый крюк полиспаста закрепляют за середину стропа, концы которого прикрепляют к трансформатору. 

Диаметр стропов подбирают по тяговому усилию, которое определяют по формуле P=Qf, где Q— вес груза; f— коэффициент трения. Коэффициент трения определяют из таблицы для трущихся стальных поверхностей со слабой смазкой: f = 0,1. 

Необходимо учитывать, что при трогании груза  с места тяговое усилие увеличивается на 30%. 

Второй крюк полиспаста закрепляют за якорь, в качестве которого может быть использован бульдозер типа С-80 или C-100. Строп для закрепления второго крюка полиспаста крепят за передний или задний крюк бульдозера и пропускают поверх ножа, чем создают дополнительное давление на нож и он врезается глубже в грунт. 

Нюансы перевозки трансформаторов

Для предохранения стропа от перерезания проводок между верхней частью ножа и стропом делается прокладка, которая сглаживает острый угол. Рабочую (ходовую) нитку полиспаста зацепляют за крюк тягача, в качестве которого может служить трактор С-80.

После подготовки и тщательной проверки всех узлов схемы разгрузки производят расстановку такелажников для наблюдения за передвижением стаскиваемого трансформатора с транспортера. В случае каких-либо неисправностей немедленно подается соответствующий сигнал водителю тягача. 

Для облегчения трогания трансформатора рекомендуется при натянутом полиспасте производить удары кувалдами по концам рельсов или установить два-три реечных домкрата под углом 60 градусов упором в дно трансформатора и площадки транспортера. 
После перемещения трансформатора с транспортера на шпальную клеть из-под него поочередно вытаскивают рельсы путем поддомкрачивания одной стороны трансформатора, а вместо них подкладывают брусья или доски. 

Для сокращения сроков разгрузки рельсы можно обрезать автогеном заподлицо с основной шпальной клетью и после этого   разобрать промежуточные клети и шпалы, подложенные на время разгрузки под балки транспортера. 

Сложности разгрузки

Таким образом, транспортер готов к сдаче представителям МПС; в отличие от разгрузки трансформаторов с транспортеров площадочного типа разгрузки с транспортеров сочлененного типа несколько сложнее.

В приведенном способе кроется масса опасностей. Например, при перемещении подобным способом по рельсам в некоторый момент времени рессорная система транспортера при снятии нагрузки естественным образом начинает приподнимать платформу транспортера, что приводит к появлению значительного уклона рельс в сторону движения трансформатора.

А это, в свою очередь, ведет к возможному самостоятельному неконтролируемому движения трансформатора. Что, в свою очередь, может привести к падению.